Правила торговли

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ Министра торговли
Республики Беларусь
10 августа 2009 г. № 119

О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЯ

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» и Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384:

1.ПОТРЕБИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО НА:

1.1. надлежащее качество и безопасность товаров, надлежащую комплектность, надлежащее количество товара;
1.2. своевременную необходимую и достоверную информацию о товарах, также об их изготовителях (продавцах, поставщиках);
1.3. свободный выбор товаров;
1.4. обмен или возврат (в течение четырнадцати дней с момента приобретения) непродовольственного товара надлежащего качества не бывшего в употреблении. Исключение составляют непродовольственные товары надлежащего качества, не подлежащие обмену и возврату согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778.Требование потребителя о возврате денежных средств подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно или в течение 7 дней. За нарушение данного срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара, установленной на день реализации товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований об обмене или возврате товара надлежащего качества.Продовольственные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат;
1.5. в случае приобретения товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, в течение гарантийного срока или срока годности, а в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, либо гарантийные сроки составляют менее двух лет - в течение двух лет по своему выбору потребовать:замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
соразмерного уменьшения покупной цены товара;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов по устранению недостатков товара;
расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за некачественный товар денежной суммы.
Указанные требования подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно, или в течение 7 дней (при заявлении требований об уменьшении покупной цены, возмещении расходов по устранению недостатков товара, возврате денег), или в течение 14 дней (при заявлении требований о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, безвозмездном устранении недостатков, а также при необходимости проведения экспертизы).Потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества без потребительской тары (упаковки).
1.6. возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара, недостаточной и недостоверной информации о товаре.

2. ПРОДАВЕЦ ОБЯЗАН:

2.1. реализовывать качественные и безопасные товары, надлежащей комплектности и количества;
2.2. предоставлять потребителю сведения:
о своем наименовании (фирменном наименовании), наименовании торгового объекта, его режиме работы, для торговых объектов общественного питания – также их тип и наценочную категорию;
через ценники, маркировку, этикетки, документацию, прилагаемую к товарам, листы-вкладыши, – о наименовании товара, основных потребительских свойствах товара, цене товара и условиях приобретения, гарантийных сроках, сроках годности или сроках хранения, сроках службы, дате изготовления, наименовании и месте нахождения изготовителя, импортера, представителя, ремонтной организации, правилах и условиях эксплуатации, количестве или комплектности товара, иные сведения, которые в соответствии с законодательством или заключенными договорами обязательны для предоставления потребителю, в том числе относящиеся к договору сведения по просьбе потребителя;
при реализации конфискованного или обращенного в доход государства иным способом товара потребителю должна быть предоставлена информация о том, что товар является конфискованным или обращенным в доход государства;
в местах продажи соответствующих товаров – перечни товаров (при условии торговли этими товарами), утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей":
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату;
Перечень технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения требований к их качеству), потребитель вправе требовать их замены;
Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий и составных частей основного изделия, которые по истечении определенного срока могут представлять опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды, срок службы которых обязан устанавливать изготовитель;
Перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар;
Положение о порядке предоставления потребителю на период ремонта или замены товара длительного пользования безвозмездно во временное пользование аналогичного товара;
2.3. создавать условия для примерки, проверки работоспособности, комплектности, количества приобретаемых товаров;
2.4. осуществлять расчеты за товары как наличными деньгами, так и в безналичном порядке;
2.5. выдавать потребителю кассовый (товарный) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара;
2.6. обеспечивать передачу товара потребителю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы, за исключением продовольственных товаров, предварительно расфасованных продавцом в одноразовые упаковочные материалы (полиэтиленовые пакеты, коробки, стаканы и другие), использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами, без герметичной упаковки.По требованию потребителя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке.
2.7. обслуживать потребителя в установленное время работы торгового объекта.
Обслуживать потребителей, имеющих на руках кассовые и товарные чеки, а в магазинах самообслуживания - отобранный товар.2.8. предоставить потребителю по его требованию книгу замечаний и предложений;
2.9. обеспечить обслуживание вне очереди потребителей, которым предоставлены льготы по торговому обслуживанию.

3. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

3.1. реализовывать товар по истечении установленного на него срока годности и (или) срока хранения, срока службы, а также товара, на который должен быть установлен срок службы, срок годности и (или) срок хранения, но не установлен;
3.2. обусловливать приобретение товара обязательным приобретением других или обязательным оказанием услуг в связи с его продажей, за исключением случаев, когда товар по техническим требованиям не может быть собран и (или) установлен (подключен) без участия соответствующих специалистов;
3.3. предоставлять дополнительные платные услуги потребителю без его согласия.

4. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ:

4.1. Государство обеспечивает потребителям защиту их законных интересов через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции, а также суд.